НОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Нейкед MT-09 2021 модельного года получил полностью новый рядный 3-цилиндровый 890-кубовый двигатель. Напомним, что у модели предыдущего поколения рабочий объём цилиндров составлял 847 см3. Прирост кубатуры нового мотора обеспечен увеличением хода поршней (62,1 вместо прежней величины 59,1 мм) при сохранении того же диаметра цилиндров в 78 мм. Степень сжатия не изменилась: 11.5:1. Газораспределительный механизм – DOHC, с двумя верхними распределительными валами и 4 клапанами на цилиндр. Почти все основные части и детали силовой установки нового MT-09 были доработаны и облегчены: от кованых поршней и шатунов до коленчатого вала, распределительных валов и самого картера. Как итог – двигатель новинки легче предшественника почти на 300 г. Силовая установка нового MT-09 развивает крутящий момент 93 Нм при 7 000 об/мин и выдаёт максимальную мощность 87,5 кВт (119 л.с.) при 10 000 об/мин. При этом двигатель стал не только производительнее, но и экономичнее – в среднем на 9%, по сравнению с моделью предыдущего поколения.

Обновлённая система питания

Двигатель новинки Yamaha оснащён радикально изменённой системой питания. На MT-09 предыдущего поколения форсунки системы впрыска топлива крепились непосредственно к ГБЦ, тогда как на модели 2021 года они расположены в корпусе дроссельной заслонки. Теперь форсунки впрыскивают топливо на заднюю часть головок впускных клапанов, что способствует более эффективному распылению топлива и уменьшает прилипание частиц бензина к стенкам впускных каналов. Как и прежде, мотор MT-09 оснащён системой управления дроссельной заслонкой по проводам (YCC-T – Yamaha Chip Controlled Throttle), которая хорошо зарекомендовала себя в том числе и на спортивных внедорожных мотоциклах Yamaha серии YZ-F.

Fracture-Split шатуны

Шатуны нового MT-09 изготовлены по методу Fracture-Split, суть которого в том, что изначально шатун и его крышка отлиты единой деталью, которая затем после особой обработки и при помощи специального станка ломается на две части – в заранее предусмотренных точках. После части снова соединяются в целый шатун – в процессе установки на коленчатый вал, где половинки детали притягиваются друг к другу болтами. Такой способ гарантирует идеальное прилегание шатуна и его крышки, т.к. при разрыве детали образуется уникальный в своей неровности рельеф поверхностей, который после повторного скрепления элементов усиливает их соединение.

Цилиндры со смещением

Блок цилиндров двигателя Yamaha CP3 установлен со значительным наклоном в сторону переднего колеса мотоцикла. Такое смещение снижает трение поршней о стенки цилиндров, что в итоге обеспечивает мотору лучшую производительность и уменьшает расход топлива. Внутри самих цилиндров – износостойкое керамико-композитное покрытие, напрямую нанесённое на стенки. Такая обработка цилиндров также призвана снизить трение и вдобавок эффективно рассеивает тепло

Новые впускная и выпускная системы


Выпускная система нового MT-09 наделяет нейкед Yamaha фирменным басовитым звучанием на низких оборотах. Вся система не выступает за габариты двигателя и компактно спрятана внизу MT-09 – что в том числе способствует снижению центра тяжести модели. Два едва заметных выходных отверстия расположены симметрично слева и справа, за счёт чего звук работы мотора равномерно распределяется по сторонам мотоцикла. Трубы нового выпускного коллектора из нержавеющей стали имеют разную форму, длину и диаметр, что обеспечивает эффект пульсации, необходимый для оптимальной работы рядного 3-цилиндрового двигателя. Мотор новинки Yamaha соответствует нормам шумности и экологичности выхлопа «Евро-V». При этом тандем нового двигателя и новой выпускной системы стал легче на 1700 г.

Свой вклад в формирование правильного звука мотоцикла вносит и настроенная впускная система, которая была специально разработана для соответствия конструкции 890-кубового двигателя. Новый впуск с тремя каналами, имеющими разное поперечное сечение и длину, не только обеспечивает линейный отзыв мотора на открытие и закрытие ручки газа, но и добавляет свою ноту к симфонии MT-09 – особенно на средних и высоких оборотах.

Оптимизированная трансмиссия

6-ступенчатая коробка передач нейкеда Yamaha MT-09 была также доработана: передаточные отношения первой и второй ступеней стали чуть выше, чем прежде (1-ая передача: 2,666  2,571; 2-ая передача: 2,000  1,947), а вилка переключения передач была заменена новой, плавающего типа, с дополнительной пружиной на направляющей. Вкупе с оптимизированным под характеристики нового 890-кубового двигателя проскальзывающим сцеплением трансмиссия новинки Yamaha обеспечивает мотоциклу динамичное ускорение и чёткие переключения передач.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Новая алюминиевая рама

Мотоцикл построен на базе новой диагональной алюминиевой рамы, которая в сборе с подрамником и маятником задней подвески стала на 2,3 кг легче, чем весило шасси модели предыдущего поколения. Рама изготовлена методом литья алюминия под давлением, по современной технологии контролируемого наполнения (CF – Controlled Filling). За счёт сверхточного производства удалось сделать стенки рамы рекордно тонкими – всего 1,7 мм в толщину – при общем повышении жёсткости структуры. Для сравнения: наиболее тонкая секция рамы нейкеда MT-09 предыдущего поколения – 3,5 мм. Инженеры Yamaha изменили баланс жёсткости и гибкости рамы, пересмотрев её характеристики продольной, поперечной и крутильной жёсткости. В частности, поперечная жёсткость была увеличена почти на 50%, что сделало MT-09 значительнее стабильнее и устойчивее на высокой скорости.

Изменился угол установки двигателя: с прежнего 47.5° на более вертикальный 52.3°. Это позволило сделать раму немного компактнее и плотнее «вписать» силовую установку в структуру шасси. Ещё одно важное изменение – позиция рулевой колонки стала ниже на 30 мм, что стало возможным за счёт использования более короткой вилки и в силу уже упомянутого более компактного дизайна рамы. Пониженное расположение рулевой колонки улучшило загрузку передней части MT-09, что в результате улучшило то самое «чувство переднего колеса», позволяющее райдеру быстрее и безопаснее проходить повороты.

Подрамник и маятник задней подвески

Подрамник нового Yamaha MT-09 также изготовлен из алюминиевого сплава, по той же технологии, что и рама мотоцикла. В сравнении со стальным подрамником нейкеда предыдущего поколения, новая деталь на 1,5 кг легче. Уменьшился и вес алюминиевого маятника задней подвески – ещё минус 250 г от общей массы нейкеда. За счёт изменённой шарнирной конструкции маятник теперь крепится к раме не снаружи, а изнутри. Другими словами – если раньше несущие трубы маятника как бы «обнимали» нижнюю секцию рамы мотоцикла, то на модели 2021 года втулка маятника «вставляется» в расширенный каркас рамы. Это и другие изменения конструкции ходовой части MT-09 послужили улучшению управляемости и стабильности мотоцикла при сохранении фирменной агрессивной маневренности нейкедов серии MT.

Подвеска

Не осталась без изменений и подвеска модели. Полностью регулируемая вилка перевёрнутого типа с перьями диаметром 41 мм была перенастроена, в результате чего ход переднего колеса немного уменьшился, но при этом улучшилась обратная связь, дающая райдеру больше информации (а, точнее, ощущений) о работе передней подвески. Как и на MT-09 предыдущего поколения, сзади используется моноамортизатор, установленный в рычажной системе (которая на модели 2021 года была изменена – ради более эффективного использования свободного пространства). Моноамортизатор имеет регулировки изменения преднатяга пружины и демпфирования гидравлики отбоя.

Нейкед MT-09SP оснащается более продвинутой подвеской, с улучшенными характеристиками и расширенным набором настроек. Так, например, вилка KYB перевёрнутого типа предлагает райдеру полный набор настроек – причём для правой и левой стороны вилки индивидуально. Настроить можно преднатяг пружины, демпфирование отбоя, а также демпфирование быстрого и медленного сжатия по отдельности. Вдобавок к этому на перья вилки нового MT-09SP нанесено снижающее трение износостойкое алмазоподобное покрытие.

Городские скутеры

В задней подвеске MT-09SP используется полностью регулируемый моноамортизатор Öhlins с удобной настройкой преднатяга пружины. Для быстрого изменения этого параметра предусмотрен специальный регулятор, размещённый в легко доступном месте.

Тормозная система

С повышением производительности двигателя и улучшением ходовых качеств мотоцикла возникла необходимость и в доработке тормозной системы модели. Новинка Yamaha получила главный тормозной цилиндр переднего тормоза радиального типа. При такой конфигурации системы цилиндр, изменяющий давление в магистрали, двигается параллельно движению рычага переднего тормоза, что делает динамику тормозного усилия более линейной и в итоге улучшает контроль над процессом торможения. Вслед за серийным супербайком YZF-R1 последнего поколения новый MT-09 – второй дорожный мотоцикл Yamaha из актуальной модельной линейки, оснащённым главным тормозным цилиндром радиального типа!

Колёсные диски SpinForged

Ещё одна интересная особенность MT-09 2021 модельного года – новые колёсные диски (а, вернее, метод их изготовления). При производстве колёс нового нейкеда используется уникальная запатентованная технология SpinForged (от англ. слов «вращать» и «ковать»), благодаря которой инженеры Yamaha смогли создать лёгкие и прочные диски, почти не уступающие по качествам кованым, но при этом не столь дорогие.

Для начала методом традиционного гравитационного литья отливается заготовка из особого композитного сплава (алюминий-кремний-магний), со ступицей сложной формы. Затем колесо устанавливают горизонтально на специальный станок, который раскручивает заготовку до определённых оборотов, и при этом обод нагревается газовым факелом до высокой температуры. Наконец, пока колёсный диск с раскалённым ободом вращается, специальный пресс-ролик оказывает высокое давление на обод, уплотняя металл и формируя зону сверхпрочного полотна. После этой процедуры диск проходит финальную обработку, в ходе которой со спиц снимают лишнее литьё и дорабатывают ступицу. Стоит также отметить, что колёса SpinForged от начала и до конца изготавливаются на заводе Yamaha Motor, что позволяет компании контролировать качество продукции на всех этапах производства.

Обод колеса, изготовленного методом SpinForged, существенно прочнее, чем у обычного литого диска, и при этом тоньше. Так, например, толщина обода колеса нового MT-09 составляет 2 мм, тогда как у модели предыдущего поколения этот показатель был равен 3,5 мм. Поэтому пара колёсных дисков новинки Yamaha весит на 700 г меньше, чем раньше. А раз меньше масса – следовательно, меньше неподрессоренные массы, инерция и гироскопический эффект от вращения колёс, что в итоге делает управляемость мотоцикла легче и точнее.

Универсальная эргономика

Быстрый и маневренный, новый MT-09 готов подстроиться под антропометрические особенности пилота. Для этого инженеры Yamaha предусмотрели возможность регулировки положения руля (в пределах 4 мм по вертикали и 9 мм по горизонтали) и подножек (15 мм по вертикали). При этом была сохранена фирменная эргономика модели MT-09, с удобными углублениями в топливном баке – под ноги райдера – и выверенной формой сиденья, которые улучшают контроль над мотоциклом при агрессивном пилотировании.

Легче и маневреннее

В целом новый MT-09 стал легче нейкеда предыдущего поколения на 4 кг. А за счёт использования других компонентов, так или иначе связанных с управлением мотоциклом (руль, вилка, переднее колесо), и в силу оптимизированной геометрии шасси момент инерции вокруг рулевой колонки стал меньше на солидные 14%. Что означает более естественную и лёгкую управляемость – в любых режимах и при любых сценариях использования мотоцикла.

ЭЛЕКТРОНИКА

Блок IMU

Электроника нового MT-09 – одна из самых продвинутых в классе. Нейкед получил полностью новый 6-осевой инерциальный измерительный блок IMU (Inertial Measurement Unit). При схожей производительности с аналогичной системой на флагманском супербайке YZF-R1 новый IMU на 50% компактнее и на 40% легче – спасибо оптимизированному расположению элементов на плате.

Напомним, что в 6-осевом IMU спортбайка YZF-R1 используются три датчика, каждый из которых измеряет угловую скорость по своей оси (для определения тангажа, крена и рысканья мотоцикла), а также отслеживает ускорение по трём осям – в направлениях вперед-назад, вверх-вниз и вправо-влево. IMU нового MT-09 выполняет все те же функции, но… использует два датчика вместо трёх, что также помогло сделать измерительный блок компактнее и легче.

Электронные системы помощи

Данные с 6-осевого IMU поступают в блок управления двигателем (ECU), который непрерывно анализирует поток информации и корректирует работу электронных систем помощи водителю, которых у нового MT-09 три: трекшн-контроль TCS (Traction Control System), слайд-контроль SCS (Slide Control System) и анти-wheelie LIF (LIFt control system). Все системы работают сообща – как составляющие трёх режимов TCS – и при этом могут быть настроены индивидуально (равно как и деактивированы).

Как уже было упомянуто выше, трекшн-контроль TCS имеет три режима работы: базовый Mode 1 (средний уровень вмешательства системы), более строгий Mode 2 и пользовательская программа Mode M. Каждый режим TCS определяет алгоритмы работы сразу трёх электронных систем – непосредственно трекшн-контроля, а также уже упомянутых SCS и LIF – а пользовательская программа Mode M позволяет раздельно настроить параметры TCS, SCS и LIF.

TCS, SCS, LIF

Задача трекшн-контроля TCS – обеспечивать наиболее эффективную реализацию крутящего момента двигателя MT-09, не допуская пробуксовки или скольжения заднего колеса. Система не только учитывает разность в скорости вращения переднего и заднего колёс MT-09, но и чувствительна к углу наклона мотоцикла, увеличивая степень контроля с увеличением крена нейкеда Yamaha.

Слайд-контроль SCS предотвращает боковое скольжение заднего колеса. Анализируя данные, полученные с измерительного блока IMU, система предугадывает момент срыва колеса и регулирует передачу мощности и крутящего момента на заднее колесо. Как и TCS, слайд-контроль учитывает угол наклона мотоцикла.

Наконец, анти-wheelie система LIF призвана ограничить угол подъёма переднего колеса при динамичном разгоне нового MT-09. Для чего блок управления регулирует отдачу силовой установки мотоцикла – причём делает это плавно и почти незаметно для райдера.

Контроль за торможением

Система BC (Brake Control) призвана обеспечивать новинке Yamaha стабильное торможение в любых, даже экстренных ситуациях. Используя данные о скорости вращения колёс мотоцикла, а также информацию, полученную от измерительного блока IMU, модуль BC контролирует усилие переднего и заднего тормозов – и в случае необходимости изменяет его, задействуя блок ABS. На выбор райдера доступны два режимы. BC1 – базовая программа, в которой активна только ABS, готовая обеспечивать безопасность пилота при резком торможении MT-09 по прямолинейной траектории и при вертикальном положении мотоцикла. В режиме BC1 блок ABS оперирует только данными о скорости движения мотоцикла и скорости вращения колёс. При этом во втором режиме BC2 в помощь ABS подключается модуль IMU, поставляющий в блок управления множество данных со своих датчиков, что позволяет системе контролировать безопасность торможения даже в глубоких наклонах мотоцикла. Также стоит отметить, что гидроблок ABS на модели 2020 года производства компании Bosch, тогда как MT-09 предыдущего поколения комплектовался юнитом марки Advics.

Двусторонний квикшифтер

Квикшифтер QSS (Quick Shift System) входит в стандартное оснащение Yamaha MT-09 2021 модельного года. Задача системы – обеспечивать возможность быстрого переключения передач без выжима рычага сцепления, для чего QSS на мгновение прерывает крутящий момент двигателя, распознавая начало движения рычага КПП. Квикшифтер нового MT-09 имеет двойной функционал и работает как на повышение, так и на понижение ступеней трансмиссии.

Yamaha D-Mode

Разумеется, есть у нового MT-09 и несколько режимов работы двигателя, переключаемых при помощи системы Yamaha D-Mode, какой оснащалось и предыдущее поколение модели. При этом новинка Yamaha получила дополнительный режим, увеличив их общее число до четырёх. Режимы отличаются реакцией двигателя на движение ручки газа:

  • Mode-1 – самый «острый» и «резкий» режим, в котором рядная «тройка» Yamaha мгновенно отзывается на поворот рукоятки акселератора;
  • Mode-2 – наиболее универсальный, стандартный режим;
  • Mode-3 – сглаженные реакции двигателя, для неопытных райдеров;
  • Mode-4 – самый плавный и спокойный режим, в котором не только сглажены реакции мотора, но и ограничена его максимальная мощность; для новичков и сложных погодных условий.

Круиз-контроль

Вдобавок ко всем перечисленным выше системам нейкед Yamaha MT-09 версии SP дополнительно имеет электронный круиз-контроль, органы управления которым расположены слева на руле. Система может быть активирована на скорости движения не меньше 50 км/ч и на передаче не ниже четвёртой. Есть возможность изменять зафиксированную скорость нажатием клавиш – по 2 км/ч за каждый клик или в непрерывном режиме, если зажать нужную кнопку. Деактивировать круиз-контроль можно при помощи выжима рычага сцепления или при использовании тормозов мотоцикла.

Электронная ручка газа APSG

Как и прежде, на Yamaha MT-09 используется система управления дроссельными заслонками по проводам – при помощи проверенной временем системы YCC-T. Но для улучшения обратной связи и снижения массы на новинке применена более продвинутая, полностью цифровая система APSG (Accelerator Position Sensor Grip), в конструкции которой нет тросов. Рукоятка акселератора связана с сервоприводом открытия дроссельных заслонок только проводом, передающим данные с чувствительного магнитного датчика внутри самой ручки газа. Также тут используется набор шестерён и оптимально подобранная по жёсткости пружина – такая конструкция обеспечивает изменяемое усилие при повороте ручки газа и дает пилоту естественное чувство управления. Отметим, что впервые система APSG была применена на серийном супербайке Yamaha YZF-R1 2020 модельного года. Нейкед MT-09 стал вторым мотоциклов в линейке Yamaha, оснащённым полностью электронной ручкой газа.

Цветная приборная панель

Приборная панель новинки Yamaha выполнена в формате цветного 3,5-дюймового TFT-дисплея, на который выводятся исчерпывающие данные о состоянии мотоцикла. Здесь отображается информация о скорости движения, уровне топлива в баке, температуре охлаждающей жидкости, температуре воздуха, включённой передаче, есть счётчики суточного пробега, часы… Разумеется, на приборной панели есть индикаторы электронных систем D-Mode и TCS, а также глубокие настройки, спрятанные в меню. Ещё из особенностей стоит отметить ленточный тахометр, чья шкала меняет цвет в зависимости от оборотов двигателя.

Новая LED фара

Самое заметное отличие MT-09 2021 модельного года от нейкеда предыдущего поколения – полностью новая светодиодная фара с бифункциональной линзой (в которой совмещены функции ближнего и дальнего света). Фара новинки производит яркий луч света, со смягчённым контрастом по краям светового пятна – что облегчает восприятие освещения для глаз райдера. Вместо обычной линзы «монофокусного» типа в головном устройстве нового MT-09 используется проекционная конструкции, со встроенной внутренней линзой в дополнение к толстой внешней. Кроме того, поскольку тут установлено несколько светодиодов, фара новинки Yamaha может при помощи проекции реализовывать сложное распределение освещения по широкому полю. Справа и слева от линзы головного света MT-09 расположены две светодиодные полосы габаритных огней, формирующих новый дизайн фары нейкеда Yamaha.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Yamaha MTN690 / BAT1

Общие данные

 
Модельный год 2021
Снаряженная масса, кг 189
Габаритные размеры, мм 2090 × 795 × 1190
Высота по седлу, мм 825
Минимальный дорожный просвет, мм 140
Колесная база, мм 1430
Объем бензобака, л 14
Угол наклона / вылет вилки, гр. / мм 25° 00’/ 108

Двигатель

 
Тип 3-цилиндровый, 4-тактный, рядный
ГРМ DOHC, 4 клапана на цилиндр
Рабочий объем, см³ 889
Диаметр цилиндра × ход поршня, мм 78 × 62,1
Степень сжатия 11,5:1
Макс. мощность, кВт при об/мин 8.5 при 10 000
Макс. крут. момент, Нм при об/мин 93 при 7 000
Система питания впрыск топлива
Система охлаждения жидкостная
Система смазки мокрый картер
Система запуска электростартер

Трансмиссия

 
Коробка передач 6-ступенчатая, двусторонний квикшифтер
Сцепление многодисковое, в масляной ванне, функция проскальзывающего сцепления
Главная передача цепь

Ходовая часть

 
Рама диагональная, алюминиевый сплав
Передняя подвеска телескопическая вилка, Ø перьев 41 мм
Задняя подвеска маятниковая, моноамортизатор с возможностью изменения преднатяга пружины и регулировкой демпфирования отбоя
Передний тормоз 2 диска, 2-поршневые скобы, ABS
Задний тормоз диск, 1-поршневая скоба, ABS
Передняя шина 120/70-17
Задняя шина 180/55-17